Язык и речь: проблемы и решения: Сборник научных трудов к юбилею профессора Л. В. Златоустовой / Под ред. Г. Е. Кедровой и В. В. Потапова. М.: МАКС Пресс, 2004. С. 24—25.

Е. А. Брызгунова

ВКЛАД ПРОФЕССОРА Л. В. ЗЛАТОУСТОВОЙ В ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

На рубеже 50-х—60-х гг. XX в. в библиотеке имени В. И. Ленина я впервые прочитала кандидатскую диссертацию Любови Владимировны Златоусто­ вой «Фонетическая природа русского словесного ударения» ([Златоустова 1953]). Исследование Л. В. Златоустовой было выполнено в Ленинградском (сейчас Санкт-Петербургском) университете под руководством замечательного специалиста по общей, русской и французской фонетике — профессора Маргариты Ивановны Матусевич.

Писать о кандидатской диссертации Л. В. Златоустовой — это значит воссоздавать фрагмент истории фундаментальных фонетических исследований, которые не утратят своего значения и в XXI в. и будут интересны так же, как и работы А.И. Томсона, О. Брока, Л.В. Щербы.

В середине XX в. (да нередко и сейчас) русское словесное ударение определяли по-разному: как силовое, динамическое, экспираторное. В дискуссиях по этому вопросу нередко можно было услышать даже утверждение о том, что ударный слог выделяется более высоким уровнем тона. При этом не объяснялось, в чем именно заключается природа ударения.

Особое место в те годы занимала концепция Льва Владимировича Щербы, согласно которой ударный слог выделяется по длительности и напряженности артикуляции, что создает особый тембр гласного ([Щерба 1974]). Однако Л. В. Щерба считал, что необходимо экспериментальное исследование, подтверждающее его выводы. Это пожелание Л. В. Щербы осуществила Л. В. Златоустова в первой половине 1950-х гг.

В те годы экспериментальная фонетика была уже достаточно развита: использовались палатограф, электроакустический кимограф, осциллограф, спектрометр звуковых частот и др. (состояние экспериментальной фонетики тех лет отражено в [Артемов 1956]). Инструментальному анализу предшествовало многоаспектное лингвистическое изучение материала и слуховой анализ звучащей речи, что вместе с ручной обработкой материала обеспечивало высокую степень точности и достоверности результатов. Постоянно проверяемая ручная расшифровка кимограмм, а затем и осциллограмм, спектрограмм — вся эта трудоемкая работа обеспечивала большую степень точности.

Это вопрос о соотношении качественного и количественного анализа. Оглядываясь на 1950-е и 1960-е гг., надо отметить высокий уровень качественного анализа, который восполнял меньшие разрешающие возможности аппаратуры того времени.

Для того чтобы установить природу русского ударения методами инструментальной фонетики, Л. В. Златоустова исследовала фонетическую струк-

[24]

туру слова во всех ее составляющих: звук (учитывалось качество гласных и согласных), слог, количество предударных и заударных слогов в слове, позиция слова в предложении. Проводилось сопоставление функций основного тона, длительности отдельных звуков, темпа речи, интенсивности, а также взаимодействия параметров на протяжении предложения. Экспериментально было доказано, что природа словесного ударения в русском языке заключается в том, что ударный слог, в том числе и в односложном слове, выделяется по длительности и напряженности артикуляции, что создает устойчивость тембра гласного. По существу, в кандидатской диссертации Л. В. Златоустовой уже были заложены основы типологии ритмических структур слова в русском языке.

Убедительность выводов диссертации Л. В. Златоустовой подтверждалась многократно. В 1950—1960-е гг. в России было много иностранных студентов. Так, например, в МГУ учились представители (носители) примерно 60-ти языков. Вот говорит по-русски стажер из Швеции:

Я вчера приходил в кабинет, а кабинет был закрыт.

В его речи каждый ударный слог произносился на более высоком тоне. Это воспринималось как одна из разновидностей скандирования. Возникало (рождалось) представление о том, как звучала бы русская речь, если бы русское словесное ударение создавалось тоном. Все встало на свои места, когда вместо выделенности по тону стала работать выделенность ударного слога по длительности и напряженности.

А вот вьетнамцы читают русский текст:

Мы ехали на машине в деревню [Мы-е-ха-ли-на-ма-ши-не-въ-де-ре-въ-ню].

В их произнесении все слоги звучали монотонно равномерно по длительности, артикуляционной напряженности и тону, почти ровному. В процессе постановки произношения надо было сконцентрировать в ударном слоге большую длительность и напряженность по сравнению с безударными слогами, а затем отработать разные ритмические структуры слова, начиная с односложного слова. Знание природы русского ударения, полученное из работ Л. В. Златоустовой, всегда помогало носителям разных языков перейти к русской ритмической структуре слова.

Литература

Артемов В. А. Экспериментальная фонетика. М., 1956.

Златоустова Л. В. Фонетическая природа русского словесного ударения: Дисс. канд. филол. наук. Л., 1953.

Щерба Л. В. Доклад об ударении // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Рейтинг@Mail.ru