Поэтика фольклора. Сборник статей: К 80-летнему юбилею профессора Владимира Прокопьевича Аникина / Сост. С. В. Алпатов, Н. Ф. Злобина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. C. 7—15.

«Мы всегда остаемся молодыми».
Владимиру Прокопьевичу Аникину — 80 лет

Отечественная фольклористика второй половины XX в. во многом развивалась под влиянием идей крупного ученого — доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой фольклора МГУ им. М. В. Ломоносова Владимира Прокопьевича Аникина. Он отно­сится к тому уникальному поколению филологов, которые пришли студентами в вузовские аудитории с фронтов Великой Отечественной войны, опаленные и израненные ее огнем, сразу же после Победы. Но это были счастливые, влюбленные в жизнь люди, и учились они с ог­ромным желанием и трудолюбием. Во время войны В. П. Аникин слу­жил в батальоне аэродромного обслуживания 4-й воздушной армии Северокавказского фронта, за участие в боевых действиях 1943—1944 гг. награжден Орденом Отечественной войны ІІ степени и медалями.

Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова В. П. Аникин окончил в 1950 г., а в 1954 г. под руководством известного фольк­лориста В. И. Чичерова (ученика Ю. М. Соколова, который в свою очередь был учеником В. Ф. Миллера) защитил кандидатскую диссер­тацию на тему «Значение народной поэзии в творческом развитии Алексея Николаевича Толстого». Впоследствии в память о своем учи­теле Владимир Прокопьевич стал инициатором и редактором издания ценной книги В. И. Чичерова «Школы сказителей Заонежья» (М.: Наука, 1982). Как ученый В. П. Аникин во многом формировался в традициях исторической школы, которую характеризует конкретно-исторический и искусствоведческий подход к словесной поэтической культуре народа. Не случайно предметом особого интереса Владими­ра Прокопьевича стал эпос: в 1974 г. он защитил докторскую диссер­тацию на тему «Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин».

В. П. Аникин внес крупный вклад в изучение былин, сказок, обрядового фольклора, малых жанров народной поэзии. Фундаментальные труды этого исследователя целенаправленно раскрывают специфику устного народного творчества, его историю и теорию, типологию взаимосвязей фольклора и литературы. В. П. Аникин обогатил мето­дологию фольклористического анализа. Широко известны его книги «Русская народная сказка» — 1959 (переизд. 1977) «Русский богатыр­ский эпос» — 1964; «Фольклор как коллективное творчество народа» — 1969; «Календарная и свадебная поэзия» — 1970; «Теория фольклор-

7

ной традиции и ее значение для исторического исследования былин» — 1980; «Былины: метод выяснения исторической хронологии вариан­тов» — 1984; «Теория фольклора: Курс лекций» — 1996 (2-е доп. изд.) 2004 и др.; учебники для вузов «Русское народное поэтическое твор­чество» — 1984 (в соавт. с Ю. Г. Кругловым) и «Русское устное народ­ное творчество» — 2001. Библиография печатных трудов В. П. Аникина насчитывает 387 названий, в том числе 20 монографий.

Остановимся несколько подробнее на двух последних книгах В. П. Ани­кина, которые, вобрав его огромный научный и педагогический опыт, позволяют составить представление об этом ученом.

В книге «Теория фольклора», скромно названной курсом лекций¹, дано системное освещение проблем, необходимых для понимания фольклора как самостоятельной области художественного творчества. В. П. Аникин говорит о четырех опорных идеях своей концепции:

1)  фольклорная традиция сохраняется на основе заимствования опыта предшественников. Фольклор своеобразен именно как народное, массовое, варьируемое, развивающееся, традиционное преемст­венное творчество (с. 10²);

2)  фольклор имеет свой способ воссоздания реальности: он сочетает ее прямое отражение с условным (сублимирующий метод);

3)  структура художественного образа — та основа, над которой возвышается вся грандиозная стилевая система фольклора (с. 13);

4)  фольклор требует системного анализа, что предполагает истолкование его художественной системности, <...> установление соотно­шения общерусского начала с локальным, а также национальных и интернациональных свойств (с. 15).

Справедливо полагая, что «чистой» новизны в теории не существует (с. 25), автор осмыслил богатый, иногда разноречивый опыт русских филологов XIX—XX вв., среди которых не только фольклори­сты: труды Ф. И. Буслаева, А. Ф. Гильфердинга, Л. Н. Майкова, А. А. По­тебни, А. Н. Веселовского, В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева, В. Е. Гу­сева, К. В. Чистова и др., а также В. В. Виноградова, Д. С. Лихачева, Г. Н. Поспелова, М. М. Бахтина.

Специфика фольклора, считает В. П. Аникин, не требует выхода за пределы филологии. Он столь дорожит этим принципом, что во втором издании книги даже вынес на обложку следующий текст: Фольк­лор — особое искусство. Специфичны его природа, характер твор-

¹ Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. 406 с. 2-е изд., доп. М.: Университет. Книжный дом, 2004. 432 с.
² Страницы везде указаны по первому изданию.

8

ческих процессов в нем, специфичны его образно-стилевые свойст­ва и особенности. Предполагает ли изучение специфики фолькло­ра как особого искусства выход за пределы филологии? Нет! Дан­ное утверждение представляется исследователю особенно важным потому, что в настоящее время <...> на науку о фольклоре предъявля­ют права литературоведение, лингвистика в структуралистической разновидности, культурология и другие науки. В особенности сильны притязания этнографии (с. 15). Конечно, фольклорист обязан счи­таться с бытовым контекстом, однако фольклор по своим признакам богаче, чем обычное бытовое явление: фольклористике принадлежит обширный круг проблем, которые не входят в ведение никакой другой научной дисциплины.

Оригинальная композиция книги — одна из творческих удач В. П. Аникина. Не повторяя ни плана, ни содержания курсов теории литературы, автор предельно ясно раскрыл специфические понятия фольклорной теории и одновременно смог выразить целостное пред ставление о предмете. По мысли В. П. Аникина, композиция книги образует своего рода последовательные круги с единым центром. Начиная с простого, ученый шаг за шагом вводит читателя в область сложнейших проблем. В книгу необходимо вчитываться, вновь и вновь возвращаться к ее идеям. Книга требует размышлений. Главы книги (лекции курса) группируются вокруг общих тем, которые сформулированы так:

1. Фольклорный процесс.

2.  Жанрообразование, функциональность фольклора, характер ху дожественных обобщений. (Во втором издании эта часть дополнена главой «Циклизация»).

3.  Стилеобразование, структура и фольклорный стиль.

4.  Системность, общерусское и локальное, типология.

Каждая новая тема связана со всеми предыдущими и расширяет объем освещения материала. Обосновывая разделы последней темы, автор пишет: <...> мы начинали изучать творческий процесс в фольк лоре с отдельной записи устного произведения, затем перешли к анализу совокупности его вариантов и установили наличие версий. Версии уже давали представление о многоликой жизни произведения. После этого мы перешли к уяснению понятия жанра и отношения фольклора к другим видам народного искусства, обрядам и пр., со­ставили представление о методе, образности и стиле фольклора, его традиционной поэтике в ее системных чертах и свойствах. И теперь можно ставить вопрос, касающийся отношения общерус­ских свойств фольклора к их местным (локальным и региональным)

9

видоизменениям, а также вопрос о соотношении национального и интернационального начал в фольклоре (с. 343.)

В. П. Аникин подробно пишет о вариативности. Он не приемлет определения «инвариант», поскольку этот термин предполагает отвлечение от конкретности. Личные акты в фольклоре, ведущие к возник­новению вариантов, объединяют не схемы, а единство в конкретно­стях содержания и формы, (с. 39.)

Основной единицей изучения, как принято в традиционной фольклористике, выбран жанр. Именно он — законодатель устного творче­ского процесса, регулирующий динамику и статику произведений. Соединяя содержательные и формальные признаки, жанр превращается в типовую структурную модель, которая реализует какую-либо целевую жизненную установку. Последнее является особенно важным. Напри­мер, колыбельные и трудовые песни имеют общий формальный показа­тель — утилизацию ритмического начала, но при этом у них разные жизненные установки. Глава о жанре — одна из наиболее ярких в книге.

Творческий метод фольклора В. П. Аникин рассматривает как особый мировоззренческий принцип типизации жизненных явлений. Метод — это способ установить соотношение между реальной действительностью и ее изображением в искусстве. Фольклорному методу свойственны метафоричность, ассоциативность, мышление по анало­гиям, философская наполненность, охват всей полноты жизни. Этот метод, обладающий очень высоким уровнем типизации, автор предла­гает называть сублимирующим и разъясняет: <...> Между прямым, адекватным отражением реальных явлений и поэтическим обобще­нием существует некоторое пространство, как бы пустота, и кон­кретные жизненные факты переходят на ступень широкого обоб­щения минуя стадию отражения реальности в формах правдо­подобия. Это и есть то, что мы называем сублимирующей работой художественного сознания, (с. 12; подробнее на с. 160—182.)

Характеризуя фольклорный творческий процесс, В. П. Аникин подчеркивает, что в нем воспроизведение преобладает над созданием новизны. Рассматриваются вопросы авторства, синкретизма и синте за, импровизации и канона, контаминации.

Исследователь иллюстрирует свои рассуждения хорошо подобран ным и тщательно проанализированным фактическим материалом. Он обращается едва ли не ко всем фольклорным жанрам. Анализируются заговоры, песни (трудовые, обрядовые и внеобрядовые), причитания, сказки, былины, духовные стихи, пословицы, загадки, частушки, про­изведения детского фольклора и проч. Положения, которые отстаива-

10

ет В. П. Аникин, всегда доказываются. Это важно еще и потому, что в книге ведется корректная полемика: о праве фольклористики на само определение, о методе фольклористических исследований, об оши­бочности преувеличения индивидуального и регионального факторов в фольклорном творчестве. В целом полемика необходима и неизбеж­на, поскольку многое в фольклористике еще пребывает в стадии пер­воначального осмысления. Наука о фольклоре даже не разработала в полной мере свой понятийный аппарат.

В книге глубоко освещены вопросы образности и стиля фольклора как словесного искусства. Художественный образ синтезирует три основных структурных компонента: ощущение, представление и понятие. Синтез осуществляется по-разному: возможно преобладание одного из компонентов или их равноправие. Преобладание ощущения порождает эмоционально-экспрессивный художественный стиль, пред­ставления - картинно-изобразительный, понятия — иносказательный. Равноправие трех составляющих художественного образа создает гар­монический (полиэкспрессивный) стиль творчества. Все это имеет место в фольклоре. К примеру, гармонический стиль присущ былине и волшебной сказке. С точки зрения стилеобразования проанализированы время и пространство, охарактеризованы композиция и сюжет.

Обширная область фольклорного стиля не могла быть представлена полностью. В. П. Аникин избрал проблемы, связанные с характеристикой образно-речевой стереотипии, и рассмотрел ее функциональную природу. Фольклор богат проявлением образного универсализма, обла­дает стилистическими канонами. Они необъяснимы вне исторического подхода к фольклорной поэтике, а последний неизменно приводит к исследованию фольклора как единой художественной системы. В. П. Аникин показал разные виды перемещения тропов с уровня рече­вого стиля на более высокий уровень образной структуры. К примеру, сюжет былины о Соловье Будимировиче вобрал в себя обычную сва­дебную иносказательность, но при этом резко изменил масштаб ее при­менения: перевел в новый, более высокий регистр образы приплывших кораблей, зеленого сада, чудесного терема и проч. Подобные факты убеждают в том, что фольклор обладает системностью.

Здесь подчеркнем важное достоинство книги: поэтика фольклора рассматривается как развивающаяся во времени. Исследователь вынужден обращаться к тем историческим состояниям фольклора, кото­рые в нем спрессовались. В. П. Аникин полагает, что мы еще не до конца поняли направление самого исследовательского поиска в об ласти исторического изучения фольклора. Фольклористы и ныне по большей части только стоят у порога такого изучения - в дом мы

11

еще не войти (с. 94.) С позиций исторической поэтики рассматриваются художественный метод, жанрообразование, синкретизм, компо­зиция фольклорного произведения; говорится о разных исторических состояниях волшебной сказки, частушки и других жанров.

Наконец, в книге освещены такие проблемы, как общерусское и локальное в фольклоре, его межэтнические связи, типология. Типология блестяще раскрыта на примере пословиц: привлечены их русские варианты и эквиваленты других народов мира, показана восточносла­вянская общность.

Ученый сформулировал ряд проблем, которые еще не освещены достаточно полно. В их числе: вопросы теории фольклора в науке XIX—XX вв., системный анализ, историческое исследование фольклорной поэтики, проблема импровизации, художественный метод фольклора, вопросы классификации.

В. П. Аникину свойственно диалектичное понимание процесса научного познания. Он подчеркивает, что собирание фактов, их класси­фикация и теоретическое осмысление всегда сосуществуют. При нор­мальном развитии эти три начала согласованы между собой, однако в тот или иной период наука может развиваться однобоко. Никакие теории, утверждает В. П. Аникин, не должны становиться догмами — может привести к подгонке материала под теорию. Теория имеет силу лишь тогда, когда применима к предметному анализу.

Недавняя книга В. П. Аникина — учебник для государственных университетов³ — предназначена студентам филологических факультетов университетов, однако по объему и охвату материала может быть полезна магистрантам, аспирантам, начинающим научным работникам.

Порядок и очередность освещения в ней материала диктуется характером отношения поэтического творчества народа к его практиче­ской жизни и обрядам. Первая часть учебника («Бытовой обрядовый фольклор») посвящена произведениям, отмеченным печатью обрядо­вого синкретизма. В этой части рассмотрены трудовые песни, загово­ры, календарный и свадебный фольклор, причитания. Вторая часть («Общемировоззренческий необрядовый фольклор») освещает паре­мии всех видов, несказочную прозу, песенный эпос (былины, истори­ческие песни, воинские песни, духовные стихи). По мысли автора, этот материал соответствует новому историческому состоянию син­кретизма, которое характеризуется непрямой связью с обрядовой практикой. Наконец, В. П. Аникин выделяет последнее историческое состояние фольклора, соответствующее его современной художест-

³ Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М., 2001. 726 с.

12

венной природе (третья часть: «Художественный фольклор»). Он считает, что синкретизм двух предыдущих состояний оказался исторически вытесненным синтезом разных форм поэтического осмысле­ния реальности. Здесь рассматриваются сказки всех типов, загадки, песни старинной формации (балладные и лирические), детский фольклор, зрелища и театр, ярмарочный фольклор, песни новой фор­мации (романсы и частушки), анекдоты. Расположение в учебнике материала по главам соединено с исторической периодизацией жан­ров, их разновидностей. Материал излагается систематично, что при­дает учебнику стройность и позволяет охватить предмет в целом.

Вводные главы учебника содержат обоснование предлагаемой трактовки курса. Всюду В. П. Аникин исходит из положения о традиционной природе фольклора в связи с его непрофессиональной твор­ческой основой. Анализ устных поэтических традиций сделан учебно-методическим принципом всей книги, что позволяет объективно оце­нить фольклор как творчество многих поколений русского народа. За каждым жанром, будь это песня, сказка или пословица, автором про­сматривается движение устного поэтического творчества из глубины времен к поздним эпохам, когда стало возможным усвоение фолькло­ром литературных произведений и литературной поэтики (для некото­рых видов старинного творчества установлены и более древние связи фольклора и литературы).

Авторитетное мнение В. П. Аникина востребовано в широких научных кругах. Им ведется большая работа в специализированных советах по защите диссертаций МГУ им. М. В. Ломоносова и ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, в составе редакционных советов ряда научных периодических изданий: «Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филоло­гия», «Филологические науки», «Древняя Русь: Вопросы медиевисти­ки». Возглавляемая В. П. Аникиным кафедра русского фольклора МГУ им. М. В. Ломоносова на протяжении многих лет проводит кон­ференции «Фольклористика года», осуществляет коллективную рабо­ту над изданием своего уникального архива (проект «Русский фольк­лор в новейших записях», открывшийся томом «Русские заговоры и заклинания» — 1998). Под руководством В. П. Аникина подготовлен целый отряд специалистов высшей квалификации: 30 кандидатов и 10 докторов наук. Многие из тех, кто работает сейчас в ведущих научных центрах и вузах России, считают своим учителем В. П. Аникина. Вы­пускники МГУ сохранили лучшие воспоминания о его лекциях, в которых впечатляет не только блестящее знание предмета и логичная композиция, но и мастерское красноречие, составляющее единое це­лое с тщательно подобранными примерами народного «живого слова».

13

В. П. Аникин уже несколько десятилетий читает студентам филологического факультета курсы лекций по русскому устному народному творчест­ву и по теории фольклора. Выпускникам кафедры фольклора МГУ посчастливилось слушать у него специальные курсы по историографии фольклористики, поэтике фольклора, календарному и свадебному фольк­лору, народной и литературной сказке и др. Новые лекционные курсы создаются Владимиром Прокопьевичем и по сей день: в 2001 г. им подго­товлен курс «Сравнительная фольклористика», начат цикл лекций «Исто­рия отечественной фольклористики».

В течение последних десятилетий многомиллионной армии читателей нашей страны, целым ее поколениям, прививали вкус к фольк­лору подготовленные В.П.Аникиным научно-популярные издания (более 100). Он активно сотрудничал с издательством «Детская лите­ратура», отбирая для детей былины, сказки, произведения малых жан­ров, песни — в том числе для таких известных серий, как «Школьная библиотека», «Библиотека мировой литературы для детей», «Сказки народов мира». В издательстве «Художественная литература» много­тысячными тиражами выходили умело составленные В. П. Аникиным и сопровожденные его вступительными статьями как фольклорные антологии, так и сборники произведений русских классиков — Н. А. Не­красова, А. В. Кольцова, С. Г. Писахова. Специалисты и читатели высоко оценили созданную по замыслу В. П. Аникина новую серию «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», пред­ставляющую устную поэзию русского человека в его традиционном жизненном круге.

Первая публикация В. П. Аникина — статья о научной студенческой экспедиции — появилась 20 июля 1951 г. в газете Новодевиченского района Куйбышевской области, называвшейся «Колхозный путь». А в 1960 г. его заметил и высоко оценил проницательный К. И. Чуковс кий, который писал: «Я не знаком с В. П. Аникиным, но привык из­давна восхищаться его работами по русскому фольклору. Изо всех книг, посвященных в последние годы поговоркам, загадкам и детско­му фольклору, несомненно выше всех и по методу, и по материалу книга Аникина "Русские народные пословицы" и т. д., изданная Уч­педгизом в 1957 году. Его статьи о детском фольклоре — свежи, само­бытны, богаты мыслями. Его книга "Русская народная сказка", хотя и является всего лишь "пособием для учителей", как значится на за­главном листе, гораздо шире своего заглавия. Это плод огромного многолетнего труда, чрезвычайно серьезный, вдумчивый, основанный на большой эрудиции. Его газетно-журнальные статьи — о Бажове, А. Н. Толстом, Виталии Бианки — удачно сочетают строгий научный ме-

14

тод с блестящей литературной талантливостью изложения. Выше всего я ценю теоретическую часть его работы, ибо в настоящее время он является одним из способнейших теоретиков народного творчества»⁴.

Труды В. П. Аникина характеризуют не только выраженная теоре тическая направленность, связь с классической филологией, блестя­щее владение языком отечественной науки, но и свойственный этому исследователю молодой задор. Обычно он не может обойтись без полемики, в которой убежденно и последовательно отстаивает свои принципы. А в жизни мы знаем Владимира Прокопьевича скромным, обаятельным, интеллигентным человеком — в чем, вероятно, сказалась традиция семейного воспитания: его отец Прокопий Антонович Ани­кин был главным инженером Управления полярной авиации и даже лауреатом Сталинской премии.

Не так давно на юбилее друга Владимир Прокопьевич вспомнил их студенческие годы — послевоенные, тяжелые и голодные, однако неза бываемые. Им было тогда по 20 с небольшим лет, и их курсы (1 и 2 курсы филфака МГУ) все сплошь состояли из фронтовиков. Владимир Прокопьевич говорил: «Это было особое, замечательное поколение людей, оно и в литературе отмечено. Это были остатки той молодежи, которая полегла на фронтах Великой Отечественной войны. Из ста человек этого поколения, моего поколения, уцелело только двое. И мы ценили жизнь». И еще он говорил о своей профессии преподавателя вуза: «Университет — это тяжелейшая работа, но и радостная, потому что мы всегда остаемся молодыми, общаемся с замечательной молоде жью нашей. Она была и остается молодой и прекрасной. И часть радо­сти жизненной, которая из нее пышет просто, перешла и к нам».

6 августа 2004 г. Владимиру Прокопьевичу исполнилось 80 лет. Пожелаем ему оставаться таким же неутомимым исследователем, вдохновенным преподавателем, влюбленным в жизнь человеком!

Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан

Цит. по: Владимир Прокопьевич Аникин: Библиография печатных трудов. М., 1994. С. 5.

15
Рейтинг@Mail.ru