Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В. П. Григорьева. Отв. ред. Н. А. Фатеева. М.: Управление технологиями, 2006. С. 348—355. 

- 348 -

Ирина Ковтунова (Москва)

ФУНКЦИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОВТОРОВ В СТИХАХ А. БЛОКА

В статье анализируются смысловые функции лексических и семантических повторов в рамках целого стихотворения. Лексический повтор — это повтор слова или корня слова (см. [Ковтунова 2004]). Семантический повтор — это повторение смысла, выраженного в другой форме.

Стихи А.   Блока необычайно насыщены лексическими повторами. Множество лексических повторов в тексте стихотворения встречается в двух структурных типах. В одних случаях в стихотворении есть несколько рядов повторяющихся слов. Такие повторы не концентрируются, но распределены по тексту. Это подобно разным цветовым пятнам в картине, в своей совокупности образующим гармоничное сочетание (1). В других случаях многократно повторяется одно слово. Такой повтор можно уподобить картине, в которой при разнообразии красок господствует в целом единый тон (2). Распространены и комбинации обоих типов.

1. В стихотворении «Равенна» несколько рядов повторяющихся слов: в веках, вечности, векам; спишь, сонной, проснувшись, спящий; гробовые, гробниц, в гробе, гроба; тенист, тень; прохладных, хладен; взор, в <...> взоре; пел, поет, поет; море, о море. В тексте стихотворения есть и семантические повторы — слова с близким значением или предметной отнесенностью: святых, блаженной; безмолвны, в тихом; камня, на плитах.

Надо заметить, что большинство слов в повторах — это ключевые слова в стихотворении, дающем образы векового сна, в который погружена Равенна.

Многочисленны ряды повторяющихся слов в стихотворении «О, нет! не расколдуешь сердца ты...»:

О, нет! не расколдуешь сердца ты
Ни лестию, ни красотой, ни словом.
Я буду для тебя чужим и новым,
Всё призрак, всё мертвец, в лучах мечты.

И ты уйдешь. И некий саван белый
Прижмешь к губам ты, пребывая в снах.
Всё будет сном: что ты хоронишь тело,
Что ты стоишь три ночи в головах.

Упоена красивыми мечтами,
Ты укоризны будешь слать судьбе.
Украсишь ты нежнейшими цветами
Могильный холм, приснившийся тебе.

И тень моя пройдет перед тобою
В девятый день, и в день сороковой —
Неузнанной, красивой, неживою
Такой ведь ты искала? — Да, такой.


- 349 -

Когда же грусть твою погасит время,
Захочешь жить, сначала робко, ты
Другими снами, сказками не теми...
И ты простой возжаждешь красоты.

И он придет, знакомый, долгожданный,
Тебя будить от неземного сна.
И в мир другой, на миг благоуханный,
Тебя умчит последняя весна.

А я умру, забытый и ненужный,
В тот день, когда придет твой новый друг,
В тот самый миг, когда твой смех жемчужный
Ему расскажет, что прошел недуг.

Забудешь ты мою могилу, имя...
И вдруг — очнешься: пусто; нет огня;
И в этот час, под ласками чужими,
Припомнишь ты и призовешь — меня!

Как исступленно ты протянешь руки
В глухую ночь, о, бедная моя!
Увы! Не долетают жизни звуки
К утешенным весной небытия.

Ты проклянешь, в мученьях невозможных,
Всю жизнь за то, что некого любить!
Но есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.

[курсивы А. Блока]

Повторы составляют 12 рядов: в снах, сном, приснившийся, снами, сны; неживою, жить, жизни, жизнь, жить; красотой, красивыми, красивой, мкрасоты красивыми, красивой курсив А. Блока]; мечты, мечтами; новым, новый; чужим, чужими; другими, другой; могильный, могилу; весна, весной; миг, миг; мертвец, умру; забудешь, забытый.

Есть также семантические повторы двух видов — сходные по смыслу слова ( в снах, в лучах мечты; огня, жар; будить, очнешься ) и семантически контрастные слова ( забудешь, припомнишь; упоена, в мученьях; неживою, жить ) .

Слова в повторах относятся к ключевым словам лирики Блока, но ключевые слова этого стихотворения ими не исчерпываются. Слова, употребленные один раз, но те, которые Блок выделил курсивом, входят в число важных для смысла стихотворения слов (см. глубокий анализ этого стихотворения в [Топоров 2003, с. 392— 394]).

Стихотворение интересно тем, что в нем представлены разнообразные семантические отношения между повторяющимися словами.

В повторах мечты, мечтами, забудешь, забытый и нек. др. значение слов не изменяется. Слова новым, чужим в начале стихотворения относятся к самому поэту (Я буду для тебя чужим и новым), а при повторении — к другому (твой новый друг; под ласками чужими). Слово миг в повторе имеет в виду разные временные отрезки. Слова вес-


- 350 -

на, весной различаются по смыслу. В строке Тебя умчит последняя весна слово весна имеет значение пора любви. В строке К утешенным весной небытия весна — индиви дуальный в лирике Блока символ с положительной эмоциональной окраской. Весна небытия здесь может быть осмыслена и как пробуждение к новой жизни.

В семантических повторах может повторяться не только общеязыковое значение, но и индивидуальный смысл. В строке И вдруг очнешься: пусто; нет огня это не обычный огонь, огонь земной любви, но огонь, рождаемый поээией, тайный жар, скрытый в стихах.

В стихах Блока при повторе определенного слова часто прямое значение сменяется переносным, общеязыковое значение — индивидуальным символическим смыслом. Иначе говоря, семантические отношения между повторяющимися словами соответствуют динамике смысла, участвуют в реализации смыслового движения текста.

В общем развитии смысла играет роль и семантический повтор такого типа, когда повторяется индивидуальный смысл слова. К таким словам относятся огонь и жар . Стихотворение «О, нет! не расколдуешь сердца ты...» построено так, что образ человека сменяется в конце образом поэта. События отнесены к будущему времени. Та, к которой обращено стихотворение, пробудится дважды: от неземного сна (Тебя будить от неземного сна) и от земной любви (И вдруг очнешься: пусто; нет огня). После мучений второго пробуждения ей предстоит получить ответ, который послужит залогом жизни — тайный жар стихов. В ее сознании произойдет переход от образа человека (неживого) к образу поэта (дающего жизнь).

Эти примеры проясняют важную смыслообразующую роль, которую могут играть в стихотворении повторы, лексические и семантические.

2. В пяти строфах стихотворения «Брожу в стенах монастыря...» шесть раз повторяется признак бледный:

Брожу в стенах монастыря,
Безрадостный и темный инок.
Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок.

Ах, ночь длинна, заря бледна
На нашем севере угрюмом.
У занесенного окна
Упорным предаюся думам.

Один и тот же снег — белей
Нетронутой и вечной ризы.
И вечно бледный воск свечей,
И убеленные карнизы.

Мне странен холод здешних стен
И непонятна жизни бедность.
Меня пугает сонный плен
И братий мертвенная бледность.

Заря бледна и ночь долга,
Как ряд заутрень и обеден.


- 351 -

Ах, сам я бледен, как снега,
В упорной думе сердцем беден...

Повторяются также сочетания со словом бледный: бледная заря, заря бледна. Есть в стихотворении и повторы других слов и словосочетаний: снежинок, снег, снега; бедность, беден; белей, убеленные; вечной, вечно; в стенах, стен; ночь, ночь; упорным думам, в упорной думе.

Единый эмоциональный тон создается не только лексическими повторами, но и семантическими повторами, в частности, нагнетанием признаковых слов с семантикой скудости, бедности, ущемленности жизни в стенах монастыря: безрадостный, темный, угрюмом, холод, бедность, сонный, мертвенная, беден.

Повторяются слова и словосочетания со значением растянутости времени, слабой проявленности признака, неизменности и неподвижности: ночь длинна, ночь долга, чуть брежжит, один и тот же снег, нетронутой и вечной ризы, вечно бледный, сонный плен, упорным думам, в упорной думе.

Повторяются слова, означающие непонимание жизни в монастыре: странен, непонятна, пугает. Близкий к этому смысл выражен дважды повторенным междометием Ах.

Семантические повторения в этом тексте несут в себе тот же смысл, что и многократно повторяющееся слово бледный. Лексические и семантические повторы в своей совокупности определенным образом окрашивают текст.

Интересно отметить, что последняя строфа состоит из слов и словосочетаний, которые присутствуют в четырех предшествующих строфах.

Конфигурация повторов в этом стихотворении образно воспроизводит повторяемость, равнозначную неподвижности, отсутствию движения и изменений (вечное возвращение).

В цикле стихов «Снежная маска», отчасти и в цикле «Фаина», многочисленны повторы слова снег и однокоренных с ним слов: снежный, снеговой, оснеженный, сребро-снежный, снежинки, снежнооки. В текстах отдельных стихотворений эти слова встречаются от двух-трех до семи раз. Обычно они рассредоточены по тексту. В стихотворении «Последний путь» слова снежной, снежных, оснеженный, снега — в каждой из четырех строф.

Многократные повторы слов снег, снежный и др., а также слов вьюга, метель не только создают своеобразную «снежную» музыку цикла стихов, но и, вступая всякий раз в новые сочетания, приобретают новое значение и новый индивидуальный смысл. Таким путем повторы участвуют в образовании индивидуальной символики лирического цикла.

Из множества разнообразных сочетаний со «снежными» словами и словами метель, вьюга интересно выделить символы, построенные на контрастирующих признаках: 1) снежное вино; брагой снежных хмелей напою; в снежном кубке, полном пены ; 2) на снежном костре; под знойным снежным стоном; пожар метели белокрылой ; 3) Снежный мрак ее очей; Как над белой, снежной далью Пала темная вуаль...

Сближение контрастных признаков, характерное для поэтики Блока, происходит и в отдельных сочетаниях ( Снежный мрак ее очей; Заклятие огнем и мраком ) и в про-


- 352 -

странстве текста, где сополагаются ряды слов с контрастными семантическими признаками. В «Снежной маске» ряду снег, снежный, снеговой, снежно-белый, среброснежный и др. противостоят ряды многократно повторяющихся слов огонь, пламень, пламенный костер, гореть, пожар; темный (в стихотворении «Бледные сказанья» — семь раз), мгла, мрак; вино, хмель, кубок темного вина, винный хрусталь и др.

Таким образом, контрастирующие признаки не только ложатся в основу отдельных символических образов, но и создают символику целого стихотворения или всего цикла стихов как определенного единства.

В лирике Блока часто встречается противопоставление признаков светлый и темный (И, верная темному раю, Ты будешь мне светлой звездой). На контрасте этих признаков построено стихотворение «О жизни, догоревшей в хоре...». Это противопоставление равномерно распределено в тексте по строфам и в двух случаях помещено внутри строки. В первой строфе темном и светлом. Во второй строфе сумрак и светлой; свет и мгла (В чьих взорах — свет, в чьих косах — мгла). В третьей строфе сумрак. В пятой строфе светлую. В шестой строфе темной и засветлевшая. В восьмой строфе сумрак; свет и мгла (повторяется В чьих взорах — свет, в чьих косах — мгла). Если добавить к «светлым» словам осиянным и заря, то их в стихотворении окажется восемь, а «темных» слов — семь.

Сочетание в образе контрастных признаков — общее свойство поэзии Блока. Здесь были приведены лишь некоторые выразительные примеры рядов с повторами контрастных признаков в цикле стихов «Снежная маска» и частично в цикле «Фаина», а также в структуре отдельного стихотворения.

Из двух типов множества лексических повторов в стихотворении повтор одного слова, придающий тексту единую эмоциональную окраску, встречается преимущественно в первой и второй книге стихов А. Блока. В третьей книге стихов в стихотворениях с повторами характер повторов осложняется. Преобладают повторения нескольких рядов слов. Показательно для третьей книги стихов рассмотренное выше стихотворение «О, нет! не расколдуешь сердца ты...».

Ряды повторов разных слов, в отличие от настойчивого повтора одного определенного слова, подчеркивают смысловую многогранность текста.

В третьей книге стихов есть стихотворения без лексических повторов или почти без повторов. Во многих случаях повторяются лишь тематические слова, но не признаковые. Повторение тематического слова играет свою роль в движении сюжета.

Умеренное количество лексических повторов приближает стихи к классическому стилю.

В стихотворении «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» повторяются только три слова, за которыми стоят предметы описания:

Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.

Четыре — серых. И вопросы
Нас волновали битый час,


- 353 -

И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.

Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг — суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.

И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал...

Как мало в этой жизни надо
Нам, детям — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

Если сопоставить структуру этого стихотворения с мелодической «романсной» структурой (например, стихотворение «Дым от костра струею сизой...»), то обнаружится существенное различие в соотношении общего числа слов и слов, не повторяющихся в тексте. В стихотворении «Дым от костра...» из 100 слов только 24 слова не повторяются, а в стихотворении «Ты помнишь? в нашей бухте сонной...» из 93 слов не повторяются 87. В первом случае 24%, во втором — больше 80% не повторяющихся слов.

Разнообразие лексического состава также приближает стих к классическому типу. Но в этом стихотворении, как и во многих других стихах Блока, «классичность» стиха (точность каждого слова, отсутствие «неопределенности», гармоническое соответствие между словом и смыслом) сочетается с повышенной музыкальностью, создаваемой звуковой музыкой.

Стихотворение пронизано звуковыми повторами и звуковой образностью. Особенно насыщены звуковыми повторами первая и последняя строфы стихотворения («музыкальное кольцо»). Ассонансы на а в сочетании с аллитерациями на н (в первой строфе 6 а и 10 н, в последней 8 а и 16 н) создают образ широкого, музыкально резонирующего пространства. Можно отметить также аллитерации по вертикали в конечных словах строфы, в строках рифмующихся и не рифмующихся. В стихах Блока всегда присутствует музыкальное начало. Сохраняется принцип поэтики символизма — передача содержания музыкальным путем, а не только непосредственно смыслом слов. Отсутствие словесных повторов компенсируется обилием звуковых повторов.

Большую роль в стихах Блока играют смысловые повторы. Они служат источником особой музыкальности — в блоковском смысле слова музыка. Это то, что звучит в данный момент в мире и что слышит внутренним слухом поэт.


- 354 -

На смысловых повторах строится стихотворение «Черный ворон в сумраке снежном»:

Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
Томный голос пением нежным
Мне поет о южных ночах.

В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь, летит рысак.

Снежный ветер, твое дыханье,
Опьяненные губы мои...
Валентина, звезда, мечтанье!
Как поют твои соловьи...

Страшный мир! Он для сердца тесен!
В нем — твоих поцелуев бред,
Темный мoрок цыганских песен,
Торопливый полет комет!

В первой строфе единством эмоционального тона связаны слова смуглых, томный, нежным, южных. В сумраке снежном и южных ночах образуют смысловой контраст.

В третьей строфе снежный ветер — символ страсти в стихах Блока — и опьяненные губы — знаки одного и того же состояния. Эмоционально объединены символы звезда, мечтанье и соловьи.

Метафорический образ в третьей строфе Над бездонным провалом в вечность, Задыхаясъ, летит рысак (в выражении Над бездонным провалом значение тавтологически повторяется) сочетает в неразрывное единство чувство падения в бездну и чувство приобщения к вечности. В образе эти два слитых чувства символически объединены.

В последней строфе — семантический повтор бред и морок. Строка Торопливый полет комет соответствует строке Задыхаясь, летит рысак. Здесь — лексический повтор летит и полет, семантический повтор Задыхаясь и торопливо и символ комета. В полете комет есть угроза (ср. в стихотворении «Комета»: Грозись, грозись над головою, Звезды ужасной красота!). Задыхающийся полет рысака уподобляется торопливому полету комет.

Строка Торопливый полет комет содержит смысловой повтор всех строк последней строфы, в которых перечисляются явления одного порядка — события, происходящие в «страшном мире».

Интересно отметить, что и лексические и семантические повторы расположены в тексте этого стихотворения в симметричных позициях. Поет и поют, снежном и снежный — в первой и третьей строфе. Пением и песен — в первой и последней строфе (кольцо стихотворения). В сердце и для сердца, летит и полет — во второй и последней строфе. Семантические повторы сосредоточены в одной строфе или же расположены через строфу, как и лексические повторы.


- 355 -

Приведенные примеры показывают важную функцию семантических повторов в поэзии Блока — участие в развитии смысла, в создании образной целостности стихотворения, его смыслового единства. Такого рода семантические повторы характерны для многих стихов А. Блока.

Подводя итоги, можно отметить следующие особенности лексических и семантических повторов в поэзии Блока:

1. При лексических повторах играют роль в контексте стихотворения семантические отношения между повторяющимися словами. В лексических повторах повторяется форма (слово или корень слова), а значение и контекстуальный смысл могут изменяться.

2. В семантических повторах присутствуют разные слова и выражения, но их контекстуальные смыслы в стихотворении сближаются. Смысловые повторы в поэзии Блока создают перекличку смыслов внутри текста, своеобразную музыку смыслов.

3. Лексические и семантические повторы участвуют в формировании содержания поэтического текста. Внимательный анализ лексических и семантических повторов дает возможность яснее понять смысл стихотворения.

4. Отсутствие лексических повторов, как и умеренность в их применении, уводит стихи от мелодической музыкальной структуры и приближает их к классическому стилю.

ЛИТЕРАТУРА

Ковтунова ИИ. Два типа композиционных повторов в структуре стиха // Семантика и прагматика языковых единиц. Калуга, 2004.

Топоров В. Н. Ахматова и Блок // Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003.

Рейтинг@Mail.ru