Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В. В. Виноградова) / Российская академия наук. Отделение литературы и языка. Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН / Отв. ред. докт. филол. н. М. В. Ляпон. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 1995. С. 3—8.


Предисловие

1. Виктор Владимирович Виноградов (1895—1969) — один из круп­нейших русских филологов, с его именем связана целая эпоха в истории отечественного языкознания. Он проложил новые дороги во всех важней­ших областях науки о русском языке, его перу принадлежит около 300 работ, посвященных разнообразным проблемам общей теории и методоло­гии языкознания, исторической фонетике и диалектологии, морфологии, словообразованию, синтаксису, современной и исторической лексиколо­гии, фразеологии, семасиологии, лексикографии, истории литературного языка древнего и нового периодов, взаимодействию славянских языков, об­щеязыковой и индивидуальной стилистике, языку художественной литера­туры, поэтике, эвристике, текстологии, орфографии, истории науки, про­блемам развития и совершенствования русской национальной языковой культуры.

В. В. Виноградов родился в г. Зарайске Рязанской губернии, в много­детной семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию. В годы обучения в духовной семинарии он начал работать над монографией «О самосожжении у раскольников-старообрядцев (XVII—XX вв.)». Эта работа публиковалась в приложениях к рязанскому «Миссионерскому сборнику» и получила высокую оценку специалистов. Печатание моногра­фии не было закончено в связи с прекращением самого издания.

В. В. Виноградов окончил в 1918 г. Историко-филологический инсти­тут и одновременно Археологический институт в Петрограде и был остав­лен акад. А. А. Шахматовым при университете для подготовки к профес­сорскому званию. Его магистерская диссертация «Исследования в области фонетики севернорусского наречия», получившая высокую оценку акад. Е. Ф. Карского и проф. Л. В. Щербы, печаталась в «Известиях Отде­ления русского языка и словесности» за 1919 г. С 1920 г. В. В. Виноградов начал читать в Петроградском университете и других высших учебных за­ведениях курсы современного русского языка, стилистики, истории русско­го литературного языка. С тех пор до конца жизни он преподавал в разных учебных заведениях Петербурга и Москвы. Открывая новые области иссле­дования, разрабатывая новую проблематику, В. В Виноградов прежде всего нес результаты своих работ студентам, и его специальные курсы, по­священные проблемам лексикологии, словообразования, языку писателя,

3

эвристике, из года в год собирали широкую аудиторию творческой науч­ной молодежи.

При советской власти В. В. Виноградов дважды был репрессирован: в 1934 г. он был арестован по так называемому делу славистов и по обвине­нию в том, что он «является участником контрреволюционной национал-фашистской организации» отбывал трехгодичную ссылку в Вятке1; в 1941 г. он был выслан в Тобольск в числе других «неблагонадежных» лиц; в конце войны он вернулся в Москву.

Почти все первое десятилетие своей научной деятельности В. В. Ви­ноградов посвятил изучению индивидуального стиля отдельных писателей и стилистическим проблемам, смежным с литературоведением. В течение ряда лет, будучи действительным членом Государственного института исто­рии искусств, В. В. Виноградов заведовал в этом институте сектором худо­жественной речи. В это время он опубликовал серию исследований, посвя­щенных проблемам сказовой речи, стилю Гоголя, Достоевского, современ­ных писателей. Однако очень рано обнаружилось стремление ученого выйти из «языкового микрокосма» в широкий мир сравнительно-истори­ческих и общетеоретических изучений; появляются обобщающие работы о теории поэтического языка, о задачах стилистики, о художественной прозе.

С начала 30-х годов В. В. Виноградов обращается к истории литера­турного языка нового времени. Он создает новый вузовский курс истории русского литературного языка и печатает два издания «Очерков по истории русского литературного языка XVII—XIX вв.» (1934 и 1938 гг.), которые до сих пор не сходят с библиотечных полок как основное пособие по этому курсу. Одновременно В. В. Виноградов разрабатывает проблемы грамматики русского языка. В 1938—1939 гг. выходят два выпуска книги «Современный русский язык», легшей в основу его «Грамматического уче­ния о слове» («Русский язык», 1947), — настольной книги каждого русиста как у нас, так и за рубежом. В 30-х—начале 40-х годов появляется также цикл работ В. В. Виноградова о языке русских классиков, вершиной кото­рых были обширные монографические исследования «Язык Пушкина» (1935) и «Стиль Пушкина» (1941). Во второй половине 30-х годов В. В. Виноградов много сил отдает текстологической работе — он один из основных редакторов академического издания сочинений Пушкина. Одно­временно он участвует в больших лексикографических начинаниях: в со­ставе авторского коллектива и редакции «Толкового словаря русского языка» под ред. проф. Д. Н. Ушакова он составляет словарные статьи, вы­рабатывает систему помет и принципы построения словаря. В последние годы своей жизни он публикует серию монографий по проблемам, которым посвятил себя уже в молодости, — это книги «О языке художественной ли-

1 См. Вступительную статью А. П. Чудакова к публикации писем В. В. Виноградова к Н. М. Виноградовой-Малышевой («Новый мир», 1995, № 1. С. 174).

4

тературы» (1959), «Проблема авторства и теория стилей» (1961), «Стилис­тика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963), «Сюжет и стиль» (1963).

Когда был организован Институт русского языка АН СССР (1945), В. В. Виноградов возглавил в нем всю работу по изучению современного русского литературного языка и его истории. Под его редакцией и руковод­ством и с его непосредственным участием выходит ряд коллективных работ, монографий, сборников, в том числе академическая «Грамматика русского языка» (1952—1954) и пятитомные «Очерки по исторической грамматике русского литературного языка XIX в.» (1964). В 1946 г. В. В. Виноградов был избран действительным членом Академии наук СССР. С 1950 г. он — директор Института языкознания, а с 1958 г. — Ин­ститута русского языка АН СССР. С 1950 г. в течение почти полутора де­сятилетий В. В. Виноградов был академиком-секретарем Отделения лите­ратуры и языка АН СССР. С 1952 г. В. В. Виноградов — бессменный ре­дактор журнала «Вопросы языкознания», с которым связан целый этап его научной биографии: он не жалеет сил и времени для того, чтобы первый советский языковедческий теоретический журнал, получивший мировое признание, полностью отвечал своему назначению. В этом журнале опуб­ликованы лучшие из последних по времени статей В. В. Виноградова.

В. В. Виноградов был основателем (1967) и бессменным председате­лем Международной ассоциации преподавателей русского языка и литера­туры (МАПРЯЛ). Он был иностранным членом многих зарубежных акаде­мий наук: Болгарской, Польской, Сербской, Румынской, Германской, Французской, Датской; он был почетным доктором университета в Праге, в Будапеште, членом Чешского научного общества, влившегося в Чешскую Академию паук, членом Европейского общества работников культуры во Флоренции, член-корреспондентом общества «История культуры и науки человечества» (ЮНЕСКО).

2. В. В. Виноградов — ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. От этих своих замечательных учителей он унаследовал лучшие их свойства: от Шахматова — энциклопедизм знаний, владение колоссальным языковым материалом, тонкость и углубленность анализа; от Щербы — творческую интуицию как непременный атрибут научного исследования, протест про­тив априоризма, схемы, какой-либо предвзятости по отношению к языку. Как и Шахматов, В. В. Виноградов, «обладая поразительной способностью держать одновременно в сознании номадное количество представлений» (Щерба), умело систематизирует колоссальный лингвистический материал и строит внутренне цельные системы; как и Щерба, он стремится к такой группировке фактов, которая отражает живой язык во всей его сложности, позволяет проникнуть в его внутреннюю сущность, в смысловую и причин­ную связь его явлений.

В. В. Виноградов был богато наделен лингвистическим даром, кото­рый помог ему выработать цельное и законченное лингвистическое миро­воззрение, свой творческий метод. Своеобразие его научной позиции за-

5

ключалось в том, что исследование любого языкового явления для него было неотделимо как от исторических корней этого явления, так и от всей окружающей языковой обстановки, от связей этого явления с другими, на него влияющими. Отсюда — стремление не только описать, но обязательно углубленно и всесторонне объяснить языковой материал, отсюда же — внутреннее неприятие всякой схематизации.

Филолог, глубоко преданный науке, В. В. Виноградов представляет собой образец ученого редкой последовательности взглядов, оригинального и независимого научного мышления. Крупнейший филолог, работавший практически во всех традиционно сложившихся областях лингвистики и литературоведения, В. В. Виноградов является также создателем новых от­раслей филологии — истории литературного языка, науки о языке художе­ственной литературы, об индивидуальных стилях. В предисловии к книге «Эволюция русского натурализма» (1929) он писал о «трудном пути, кото­рым шел лингвист, принужденный внутренним развитием своей науки об­ратиться к истории литературы за новым материалом для исследований во­просов слова». Индивидуальную стилистику, ранее исключавшуюся из об­ласти языкознания, В. В. Виноградов ввел в эту область и сформулировал ее собственно языковедческую проблематику. Он обосновал необходи­мость существования особой филологической дисциплины — науки об ин­дивидуальных стилях и о языке художественной литературы, имеющей свои специфические задачи и методы. Он показал, что лингвистические ис­следования индивидуальных стилей и языка художественной литературы представляют огромную методологическую ценность для теории и истории языка. Последовательно, всей направленностью своих работ В. В. Вино­градов ратует против обособления науки о языке художественной литера­туры от истории литературного языка.

Выступив первоначально как исследователь «микрокосма» индивиду­ального стиля, поэтической символики писателя как выражения его собст­венного мировосприятия, В. В. Виноградов очень рано переходит к изуче­нию отношения индивидуальных стилистических систем к предшествую­щей литературной традиции, места этих систем «в ряду явлений однород­ных, но различных». От отдельного литературного произведения как це­лостного эстетического объекта он обращается к истории стилей, к созда­нию исторической поэтики и истории русского литературного языка. Рабо­ты этого направления объединены мыслью о том, что познание языковой системы в ее движении углубляется и совершенствуется путем познания индивидуальных речевых систем, что эти два типа систем взаимосвязаны и взаимообусловлены в своем развитии. Этот тезис оказался чрезвычайно плодотворен. Так, например, исходя из него, В. В. Виноградов убедительно показал связь формирования реализма как целостного метода словесно-ху­дожественного выражения с образованием национального языка, с осозна­нием многообразия социально-речевых стилей.

6

Серия монографий 1959—1963 гг. явилась новым этапом в постановке и решении тех проблем, которым В. В. Виноградов посвятил многие свои предшествующие работы. Эти книги объединены общей задачей определе­ния предмета, понятий, категорий и методов пауки о стилях художествен­ной литературы как особой филологической дисциплины.

Своеобразная цикличность исследований — вообще характерное свойство научной работы В. В. Виноградова. Изучая те или иные вопросы и публикуя результаты своих разысканий, он как бы вступает лишь в пер­вую стадию проникновения в соответствующую проблематику. Он еще воз­вратится к этим вопросам, углубив и расширив и сам материал, и его тео­ретическое осмысление. Так, начав с исследования стилистических систем отдельных писателей, В. В. Виноградов пришел к созданию науки о языке художественной литературы. В этом пути были свои этапы: исследователь не сразу подошел к изучению вершины индивидуального художественного мастерства — к языку и стилю Пушкина; и сами работы о языке Пушкина тоже стали ступенью к трудам собственного теоретического, обобщающего характера.

В 1927 г. в Ленинградском лингвистическом обществе В. В. Виногра­дов прочитал доклад, в котором изложил свою концепцию частей речи. Это было началом работ «грамматического цикла». Через десять лет появ­ляется двухтомный «Современный русский язык», где эта концепция углуб­ляется и конкретизируется. Однако и это было лишь одним из этапов в раз­работке грамматической проблематики. Вслед за этим В. В. Виноградов обращается к вопросам о формах слова, о грамматической омонимии, к системе синтаксиса. В 1947 г. выходит его книга «Русский язык», где изла­гается стройная и законченная система — «грамматическое учение о слове». В этой книге воплотились все те особенности исследовательского метода В. В. Виноградова, о которых говорилось выше. Но и она не была завершающим трудом. В последующие годы появляется серия работ, посвя­щенных центральным вопросам грамматической теории — проблемам сло­вообразования в его отношении к грамматике и словарю, синтаксиса пред­ложения и словосочетания, теории модальности и предикативности. Обоб­щенное и систематизированное изложение все эти вопросы, так же как и основные вопросы морфологии, получили во введении к академической «Грамматике русского языка».

Уже с конца 20-х годов В. В. Виноградов обращается к проблемам лексикологии и фразеологии, семасиологии, лексикографии. Печатаются его многочисленные статьи по исторической лексикологии. Эти мастерски выполненные работы по существу представляют собой главы большой мо­нографии. Во второй половине 30-х годов В. В. Виноградов занят работой над «Толковым словарем русского языка»; позднее он редактирует многие лексикографические труды, в том числе «Словарь языка Пушкина». Здесь так же, как в других областях своей исследовательской работы, В. В. Ви­ноградов идет от изучения отдельных проблем к решению общетеоретичес-

7

ких вопросов. В 1945 г. на научной сессии Ленинградского университета он читает доклад «Слово и значение как предмет историко-лексикологи­ческого изучения». Позднее появляются блестящие работы о русской фра­зеологии, о задачах семасиологии и лексикологии, об основных типах лек­сических значений слов.

В. В. Виноградов — крупнейший историк науки о русском языке. И в этой области он верен своим интересам. С 1920 г. — со статьи о Шахма­тове — он начинает историографию русского языкознания, привлекая вни­мание русистов не только к корифеям отечественной науки, но и к именам недостаточно известным или несправедливо забытым. Он любовно и тща­тельно воссоздает лингвистические системы Ломоносова, Востокова, До­биаша, Потебни, Щербы, пишет о Пешковском, Чернышеве, Селищеве, Якубинском, Покровском, Обнорском и других лингвистах. Многие из ста­рых трудов стали известны благодаря работам В. В. Виноградова, им ра­зысканы, оценены, введены в «исторический контекст». И снова — обоб­щающие труды, целые историографические курсы: «Русская наука о рус­ском литературном языке» (1946), «Изучение русского литературного языка в СССР» (1955), «Из истории изучения русского синтаксиса» (1958).

В конце жизни В. В. Виноградов обратился к изучению закономер­ностей развития литературных языков в донациональную и национальную эпохи, к вопросам образования и развития древнерусского литературного языка и национального русского литературного языка. Им установлена новая периодизация, новое понимание древнерусской языковой системы как системы разных типов языка.

В течение всей своей жизни В. В. Виноградов работал над моногра­фией, посвященной истории слов и фразеологизмов. Эта монография была задумана им как исследование путей развития русской лексики в связи с историей общественной мысли и культурой русского народа. Свой замысел В. В. Виноградов не осуществил до конца, однако в архивах ученого со­хранились богатейшие рукописные материалы и разрозненные публикации на эту тему. После смерти В. В. Виноградова группой его учеников и пос­ледователей была подготовлена монография «История слов» (Москва. ТОЛК, 1994). Монография академика В. В. Виноградова «История слов» представляет собой первое и единственное в славистике историческое ис­следование, проливающее яркий свет па становление и развитие больших пластов русской лексики и фразеологии в их историческом взаимодейст­вии и взаимообогащении. Эта книга, обобщающая труд всей жизни ее ав­тора, является неоценимым вкладом в русскую историческую лексиколо­гию, в теоретическую лингвистику, а также имеет большое культурологи­ческое значение.

Настоящий сборник, выпускаемый к 100-летию академика В. В. Ви­ноградова, — дань памяти замечательного ученого, одного из корифеев русской филологической науки, чьи труды вдохновляли и продолжают вдохновлять нас на новый научный поиск.

8
Рейтинг@Mail.ru