|
[9]
ПРЕДИСЛОВИЕ Основные сферы интересов и научных изысканий Ирины Ильиничны Ковтуновой — современный русский литературный язык (синтаксис), история русского литературного языка нового времени (XVIII, XIX, XX вв.), история языка художественной литературы, поэтический язык XIX — первой половины XX в. Интерес к языку поэзии возник у Ирины Ильиничны еще в студенческие годы и проходит через все ее научное творчество. Ирина Ильинична окончила Харьковский государственный университет, где писала дипломную работу под руководством Николая Михайловича Баженова. После окончания университета И. И. Ковтунова преподавала современный русский язык в Старобельском учительском институте. Затем она поступила в аспирантуру Института языкознания АН СССР, здесь ее учителем стал В. В. Виноградов. Ирина Ильинична слушала его лекции, посвященные языку русской художественной литературы и индивидуальным стилям писателей. Труды Виктора Владимировича и его лекции учили тонкому и строгому отношению к тексту, вниманию к смысловой и стилистической значимости малейшей детали, вкусу к тонкостям языковой фактуры художественного текста. Свойственное И. И. Ковтуновой стремление к мало исследованным вопросам, которые требуют не только уточнения и детализации, но обладают значительной степенью новизны, проявилось в кандидатской диссертации, посвященной несобственно-прямой речи в русской художественной литературе конца XVIII — первой половины XIX в. Исторический подход сочетается в работе с системным и типологическим, лингвистический аспект — с литературоведческим. Выделяются два типа несобственно-прямой речи. В первом типе, представленном в романтической поэме и романтической повести, голос автора сливается с голосом персонажа. В другом типе, характерном преимущест- 10 венно для реалистической прозы, голос автора и персонажа — два разных голоса, сложным образом взаимодействующие друг с другом. Описываются лексические и синтаксические приемы выражения несобственно-прямой речи, в частности подробно проанализировано употребление форм времени в относительном значении. Приводятся данные о возникновении и распространении разных форм несобственно-прямой речи в определенных стилях и жанрах художественной литературы, у разных писателей конца XVIII — первой половины XIX в. И. И. Ковтуновой написаны две статьи, посвященные трудам В. В. Виноградова и его вкладу в развитие отечественной науки о художественном тексте. В статье «Вопросы структуры текста в трудах акад. В. В. Виноградова» (1982) она убедительно показала связь его трудов с направлениями современных работ по структуре текста. Статья является своего рода «путеводителем» по трудам В. В. Виноградова. В статье «Проблема несобственно-прямой речи в трудах В. В. Виноградова» (2002) она точно сказала о В. В. Виноградове: «Он наблюдал живую, органическую жизнь языка в художественных текстах и никогда не разрушал художественную ткань произведений русской литературы внесением посторонних и чужеродных искусству слова концептуальных построений и априорных схем». Это может быть отнесено и к И. И. Ковтуновой. Хорошей лексикографической школой и одновременно импульсом к дальнейшему изучению языка поэзии и художественной прозы была работа И. И. Ковтуновой в «Словаре языка А. С. Пушкина». И. И. Ковтунова входит в число составителей IV тома Словаря. В области синтаксиса важная сквозная проблема трудов И. И. Ковтуновой — изучение порядка слов в современном русском языке и его истории. Исторический аспект этой темы нашел отражение в книге «Порядок слов в русском литературном языке XVIII—XIX вв. Пути становления современной нормы». В книге показан процесс становления современных норм порядка слов в разных стилях и жанрах письменности XVIII века, подчеркнуто значение художественной литературы в формировании норм литературного языка. Особенно выделена роль в этом процессе Н. М. Карамзина, творческий гений которого способствовал созданию и утверждению единых норм порядка слов в русском литературном языке. «Изящная проза» Карамзина, соответствовав- 11 шая синтаксическим требованиям среднего слога и явившаяся художественным образцом для подражания и воспроизведения, укрепила в качестве нормы собственно русские варианты словорасположения, в отличие от латинизированных схем расположения слов в высоком слоге. Показана в книге И. И. Ковтуновой и роль Пушкина, создавшего на основе уже установившихся единых норм порядка слов новую — стилистическую — систему вариантов словорасположения — стилистически нейтральных и экспрессивных. Новая система открыла возможность индивидуального стилистического варьирования порядка слов в художественных текстах. В книге «Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения», оформленной как учебное пособие для вузов, выявлена система словорасположения в современном русском языке. Привлечение актуального членения как важного фактора, определяющего порядок слов в русском предложении, позволило автору установить систему вариантов словорасположения — контекстуально независимых и зависимых, стилистически нейтральных и стилистически окрашенных. В книге описан порядок слов в словосочетании и предложении, вскрыты различия в расположении слов в прозаической и стихотворной речи, связанные с разной ритмико-интонационной структурой этих двух видов речи. Разные аспекты проблемы порядка слов в русском языке освещены в ряде статей И. И. Ковтуновой, в докторской диссертации, защищенной в 1973 году. Разделы о порядке слов опубликованы ею в трех академических грамматиках (1970, 1980, 1984) и в некоторых учебных пособиях и энциклопедиях. Как один из авторов академической грамматики И. И. Ковтунова стала лауреатом Государственной премии. И. И. Ковтунову обычно привлекают трудные проблемы, явления, не лежащие на поверхности, обладающие сложной внутренней структурой и требующие серьезного теоретического осмысления. К таким проблемам относится синтаксис поэтического текста, которому посвящены ряд ее статей и книга «Поэтический синтаксис». В книге «Поэтический синтаксис» системный подход к поэтическому языку в целом сочетается с вниманием автора к индивидуальным особенностям отдельных поэтических текстов. Сопоставление системы поэтического языка с общеязыковой системой позволило автору выявить пути семантического 12 преобразования и обогащения функций грамматических категорий и форм в поэтическом языке. Исследование И. И. Ковтуновой обнаружило основные направления языкового творчества в поэтической речи, интенсивно развивающей асимметрию языкового знака и умножающей полисемию и синонимию в синтаксических единицах, организующих поэтический текст. В книге находит подтверждение мысль М. М. Бахтина о том, что «в поэзии язык раскрывает все свои возможности». Эта книга была первой, открывающей пути в области изучения синтаксиса русской поэтической речи. В подходе И. И. Ковтуновой к языку поэзии и в способе его описания проявляется стремление показать, как в поэтическом языке, если воспользоваться выражением Б. Пастернака, повторяемость сочетается с неповторимостью («И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета»). Иными словами, раскрывается типовая поэтическая функция синтаксической формы и ее индивидуальное преломление у отдельных поэтов. И. И. Ковтунова принимала участие в «Очерках истории языка русской поэзии XX в.» под редакцией В. П. Григорьева. В статьях, помещенных в первом, втором и пятом томах «Очерков», поставлены проблемы эволюции поэтического языка в конце XIX — начале XX вв., раскрыты способы выражения в поэзии начала XX века принципа «неполной определенности», описаны некоторые черты индивидуальной поэтической системы Б. Пастернака. Под руководством Ирины Ильиничны выполнено несколько серьезных работ по поэтической речи ее учениками. Сегодня И. И. Ковтунова продолжает исследования в области поэтики грамматических категорий и форм, а также в области индивидуального языка поэтов и прозаиков XIX — первой половины XX в. Некоторые работы И. И. Ковтуновой, посвященные индивидуальному поэтическому языку, имеют просветительскую направленность и могут быть введены в учебный обиход. Увлеченность наукой сочетается у Ирины Ильиничны с любовью к поэзии, музыке, живописи, философии. Все коллеги и авторы сборника желают Вам, дорогая Ирина Ильинична, здоровья и творческого вдохновения! |