|
А. Н. Робинсон ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПЕРВОЙ МОНОГРАФИИ В. В. ВИНОГРАДОВА Посвящая эту заметку памяти академика В. В. Виноградова, под руководством которого мне довелось работать с 1950 по 1969 г., я хотел бы вспомнить небольшой эпизод. Во время одной из совместных поездок на очередное совещание Международного комитета славистов, на пути в Вену (в 1965 г.) речь зашла о моей незадолго перед тем защищенной диссертации, связанной с изучением литературы русского раскола XVII в. («Жизнеописания Аввакума и Епифания»). Виктор Владимирович, усмехнувшись, как всегда не без иронии, заметил, что он сам начинал свой научный путь как историк русского раскола, однако теперь уже никто этого не помнит. И вот теперь, вспоминая об этих словах, я считаю честью для себя поместить в этом издании фотографию титульного листа первой незавершенной книги В. В. Виноградова «О самосожжении у раскольников-старообрядцев (XVII—XX в.)». Рязань, 1917. Эта монография печаталась отдельными статьями в качестве приложения к журналу «Миссионерский сборник». Было напечатано только две статьи (общим объемом в 24 стр.), а затем издание журнала прекратилось ¹. Необычным оказалось то обстоятельство, что первая статья открывалась отдельным титульным листом и имела самостоятельную пагинацию, продолжавшуюся во второй статье и не связанную с общей пагинацией журнала. Несомненно, В. В. Виноградов, в то время студент Петроградского историко-филологического института, намеревался (после завершения постатейной публикации своего исследования) отделить это журнальное «приложение», сразу превратив его в монографию. На титульном листе характерным является обозначение имени автора — «Виктор Вл. Виноградов»: много раз впоследствии он именно так подписывал свои рукописи, разного рода документы, личные письма, а иногда сокращенная форма такой подписи появлялась и на его печатных трудах ². Труд В. В. Виноградова, судя по его опубликованным частям, представляет большой научный интерес и для настоящего времени. Дело в том, что эта первая работа автора является в то же ¹ «Миссионерский сборник». Рязань, 1917, № 1—2 (январь — февраль). Приложения, стр. 1—16; № 8—9 (август — сентябрь), стр. 17—24. время последним в русской науке специальным исследованием важной темы, относящейся к истории общественной мысли определенных слоев русского народа ³. Содержание исследования показывает, что тщательная работа В. В. Виноградова, тогда только начинающего ученого, над памятниками древнерусской письменности и литературы, рано обнаружившиеся у него историко-культурные и социологические запросы и познания, сыграли несомненно большую подготовительную роль в формировании его филологических и собственно лингвистических научных интересов. Выбранная им тема, относящаяся к истории и мировоззрению антифеодального движения раскола, пробудила в нем углубленное внимание к стилю языка изучаемых памятников, а затем и к стилистике вообще. В первой своей рецензии, относящейся к оценке изданий сочинений Аввакума, крупнейшего писателя раскола, В. В. Виноградов уже отчетливо сосредоточил свое внимание на этих задачах. Он писал, что «со стороны приемов творчества, стиля, связи с другими произведениями протопопа Аввакума «житие» почти не изучалось. Теперь настало для этого время» ⁴. Эта задача нашла свое блестящее решение в последовавшем через несколько лет исследовании «Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума» ⁵. г. Москва ³ Подробнее см. в статье: А. Н. Робинсон. Забытые работы В. В. Виноградова, «Русская литература», 1971, № 1, стр. 164—167. |